МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»

 

 

                                               к ОПОП по специальности

23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного

состава железных дорог»          

 

 

рабочая ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

(Электроподвижной состав)

для специальности

23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

 

2024

 

 

 

 

Рабочая  программа профессионального модуля ПМ01. «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014 г. (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.06.2014 N 32769) и     профессионального стандарта "Работник по управлению и обслуживанию локомотива" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 226н.

Приказ Министерства просвещения РФ от 1 сентября 2022 г. N 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 октября 2022 г. N 70461).

         Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина».

Разработчик: Труфанов С.М, преподаватель.

 

 

ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА

 

 

на заседании предметно-цикловой комиссии

Председатель ПЦК

                                              

                                    Е.И. Кузнецова

            подпись                           

Протокол  №__

 от «27» августа 2024г.

Заместитель директора по научно  – методической работе

 

                                            Т.В.Маштанова                            

            подпись                          

от «27» августа 2024г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

 

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

26

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

 

36

 

 

 


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

 

(электроподвижной состав)

 

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.06.  Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

            В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

2.1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. 

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 9.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

2.2. Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

ВД 2

Организация деятельности коллектива исполнителей

ВД 3

Участие в конструкторско-технологической деятельности

ВД 4

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПК 1.1.

Эксплуатировать подвижной состав железных дорог

ПК 1.2.

Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов

ПК  1.3

Обеспечивать безопасность движения подвижного состава

 

2.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:

Иметь практический опыт

эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов

уметь

определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;

обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;

определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;

выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями

знать

конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;

нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов;

систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

 

2.4. Личностные результаты реализации программы воспитания

 

Код ЛР реализации программы воспитания

Личностные результаты

реализации программы воспитания

ЛР 13

Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

ЛР 14

Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.

ЛР 19

Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 22

Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 23

Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

ЛР 26

Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать помощь каждому, кто в ней нуждается

ЛР 28

Развивающий творческие способности и способность креативно мыслить

 

 

2.5. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

всего – 3908 часов, в том числе:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1674 часов, включая:

- обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 1116 часов;

- самостоятельную работу обучающегося – 558 часов;

- учебной и производственной практики – 560 часов


 

 

 

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Структура профессионального модуля

 

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

 

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

 

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1

ПК 1.2.

Раздел 1. Выполнение технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава

1023

682

342

 

341

-

 

 

ПК 1.1

ПК 1.3.

Раздел 2. Обеспечение технической эксплуатации электроподвижного состава

651

434

218

217

-

 

ПК 1.1.- 1.3

ПК 1.1.- 1.3

Производственная практика (по профилю специальности), часов

324

 

-

 

Всего:

2214

1116

516

-

558

-

216

324

 

 

 

 

3.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (электроподвижной состав)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Раздел 1.  Выполнение технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава

 

520

 

ОК1-9

ВД 1-4

ПК-1.1; 1.2;1.3

ЛР13;14;19;22;

23;26;28

МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (электроподвижной состав)

 

766

 

Тема 1.1. Общие принципы работы и система ремонта электроподвижного состава

Содержание

2

 

ОК1-9

ВД 1-4

ПК-1.1; 1.2;1.3

ЛР13;14;19;22;

23;26;28

1.

Виды электроподвижного состава: электровозы и электропоезда (далее – ЭПС), эксплуатируемых на железных дорогах России, их технические и экономические характеристики. Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к ЭПС. Принцип и условия работы ЭПС, схема преобразования энергии ЭПС, основные системы ЭПС и их назначение.

 

 

2

 

2.

Классификация ЭПС по роду тока и осевой формуле. Основные узлы и аппараты электровозов и электропоездов.

 

3.

Соответствие технического состояния оборудования ЭПС требованиям нормативных документов. Виды износов и повреждений узлов, деталей, агрегатов и систем ЭПС. Объем технических обслуживаний, текущих и капитальных ремонтов ЭПС. Способы очистки, осмотра и контроля узлов и деталей ЭПС. Технология восстановления,  упрочнения  и способы соединения деталей ЭПС. Виды контроля качества ремонта. Общие меры безопасности труда при ремонте ЭПС. Соответствие технического состояния оборудования ЭПС требованиям нормативных документов. Виды износов и повреждений узлов, деталей, агрегатов и систем ЭПС. Объем технических обслуживаний, текущих и капитальных ремонтов ЭПС. Способы очистки, осмотра и контроля узлов и деталей ЭПС. Технология восстановления,  упрочнения  и способы соединения деталей ЭПС. Виды контроля качества ремонта. Общие меры безопасности труда при ремонте ЭПС.

 

Практическое занятие

4

 

 

1.

Определение конструктивных особенностей узлов и деталей  различных серий ЭПС.

 

 

Тема 1.2. Механическая часть

 

Содержание

100

 

ОК1-9

ВД 1-4

ПК-1.1; 1.2;1.3

ЛР13;14;19;22;

23;26;28

1.

Кузов Назначение и классификация кузовов ЭПС. Требования, предъявляемые к кузовам и их элементам. Конструкция кузовов ЭПС. Планировка вагонов электропоездов; устройство дверей, окон и упругих переходных площадок; расположение оборудования. Системы вентиляции на электровозах. Системы вентиляции и отопления на электропоездах. Жесткие опоры и шкворневые узлы кузовов. Требования, предъявляемые к деталям кузова. Характерные износы и повреждения оборудования и деталей кузова, технология ремонта.  Осмотр и ремонт деталей кузова при техническом обслуживании ЭПС. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте кузова и его оборудования и деталей.

                          

                        

                            

                      

46

 

2.

Ударно-тяговые приборы. Назначение и классификация ударно-тяговых приборов. Устройство и принцип действия автосцепки СА-3, поглощающих аппаратов различных типов. Центрирующее устройство. Клейма на узлах и деталях ударно-тяговых приборов. Характерные износы и повреждения деталей автосцепки и поглощающего аппарата, причины их возникновения и меры предупреждения. Основные нормы и допуски на износ деталей автосцепного устройства, проверка шаблонами. Виды и периодичность  технического осмотра и ремонта автосцепных устройств. Правила безопасности труда при техническом обслуживании  и ремонте ударно-тяговых приборов.

 

3.

Тележки.  Назначение и устройство тележек. Назначение, классификация и  конструкция рам тележек. Межтележечные сочленения. Возвращающие и противоосные устройства. Противоразгрузочные устройства. Технология ремонта деталей рам тележек. Технологический процесс сборки тележек и подкатки их под кузов. Осмотр и ремонт деталей тележек без разборки при различных видах технического обслуживания и ремонта. Правила безопасности труда при техническом обслуживании  и ремонте тележек.

 

4.

Колесные пары. Назначение, классификация и конструкция колесных пар. Формирование колесных пар. Знаки и клейма. Требования, предъявляемые  к колесным парам в эксплуатации. Измерительный инструмент, краткие сведения о дефектоскопии элементов колесных пар. Виды, сроки, и объем технических осмотров, освидетельствований и ремонта колесных пар. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте колесных пар.

 

5.

Буксовые узлы. Назначение, принцип работы. Классификация, конструкция букс. Особенности конструкции букс с устройством для отвода тока и приводом скоростемера. Требования, предъявляемые к буксовым узлам в эксплуатации. Характерные неисправности букс, причины их возникновения и предупреждения. Виды, периодичность и содержание ревизий  и ремонт букс. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте буксовых узлов.

 

6.

Рессорное подвешивание  Назначение рессорного подвешивания и его влияние на взаимодействие колеса и рельса. Колебания локомотива. Схемы, классификация, конструкция и характеристика элементов рессорного подвешивания. Понятие о жесткости и гибкости рессор. Упругие опоры кузовов. Люлечное подвешивание. Гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Характерные износы и повреждения, причины их возникновения и меры предупреждения, технология ремонта. Правила безопасности труда при техническом обслуживании  и ремонте рессорного  и люлечного подвешиваний, гасителей колебаний.

 

7.

Тяговый привод. Назначение, классификация   и способы подвешивания тяговых приводов. Конструкция опорно-осевого подвешивания и зубчатой передачи. Конструкция рамного подвешивания тяговых двигателей. Схемы и конструктивное исполнение приводов с помощью муфт  карданных валов. Корпус редуктора. Воспринимаемые им усилия. Крепление. Сравнение различных типов приводов. Операции ремонта деталей колесно-моторного блока при различных видах подвешивания тяговых двигателей; определение параметров зубчатого колеса. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте тягового привода.

 

8.

Вспомогательное оборудование. Схемы и приборы пневматических цепей; противопожарная система электроподвижного состава. Меры безопасности при использовании средств пожаротушения при пожаре.

 

9.

Окраска кузовов и деталей ЭПС. Назначение, применяемых  для окраски узлов и  деталей ЭПС лакокрасочных покрытий. Условия качественной окраски. Текущий уход за лакокрасочными покрытиями. Правила безопасности труда при выполнении лакокрасочных работ, противопожарная техника.

 

Практические занятия

 54

 

 

1.

 Определение основных неисправностей кузова и рамы кузова, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

4

 

2.

Выявление основных неисправностей опоры рамы кузова на раму тележки, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

4

 

3.

Техническое диагностирование и определение вида неисправностей ударно-тяговых приборов, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

4

 

4.

Выявление основных неисправностей тележки, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

4

 

5.

Определение основных неисправностей колесной пары, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

6

 

6.

Определение температур нагрева буксовых узлов, выявление основных неисправностей, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

4

 

7.

Техническое диагностирование и определение вида неисправностей рессорного подвешивания, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

6

 

8.

Выявление основных неисправностей опорно-осевой тяговой передачи, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

6

 

9.

Техническое диагностирование и определение вида неисправностей предохранительных устройств, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

4

 

10.

Определение основных неисправностей опорно-рамной передачи, метода ремонта  и условий для дальнейшей эксплуатации.

4

 

11.

Проверка состояния СА3 шаблоном 940Р(823)

4

 

12.

Проверка исправности предохранительных устройств тележки

4

 

Тема 1.3. Электрические машины ЭПС

Содержание

50

 

ОК1-9

ВД 1-4

ПК-1.1; 1.2;1.3

ЛР13;14;19;22;

23;26;28

1.

Назначение, классификация электрических машин, конструкция, принцип действия. Материалы, применяемые в электрических машинах

30

 

2.

Электрические машины постоянного тока.

Принцип действия, устройство и назначение узлов и деталей, образующих электрическую машину. Отличие ротора от якоря. Коллектор. Обмотки якорей. Уравнительные соединения; ЭДС и электромагнитный момент; магнитная цепь машины; физическая сущность реакции якоря и коммутации. Схемы возбуждения и характеристики генераторов и двигателей с различными видами возбуждений; регулирование напряжения на зажимах генератора.

 

3.

Электрические машины переменного тока. Назначение, устройство, принцип действия и режим работы электрических машин переменного тока. Процессы, протекающие при пуске и работе асинхронных двигателей. Регулирование напряжения синхронных генераторов и частоты вращения асинхронных двигателей, их рабочие характеристики, основные формулы, характеризующие работу электрических машин переменного тока

 

4.

Трансформаторы. Назначение, принцип действия, устройство масляного и сухого трансформаторов. Схемы соединения обмоток. Режимы работы и способы регулирования напряжения. Специальные типы трансформаторов.

 

5.

Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип действия кислотных и щелочных аккумуляторов. Процессы, протекающие при зарядке и разрядке. Электродвижущая сила, напряжение и емкость аккумуляторных батарей.

 

6.

Электромашинные преобразователи. Назначение, классификация, принцип действия, конструкция электромашинных преобразователей. Способы регулирования частоты, напряжения, частоты фаз. Одноякорные и двухякорные электромашинные преобразователи

 

7.

Техническое обслуживание  и ремонт электрических машин
Характеристика работ, выполняемых по ремонту электрических машин при различных видах технического обслуживания и ремонта. Основные неисправности в эксплуатации и методы их выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации, сушка обмоток без демонтажа с ЭПС. Техническое  обслуживание и ремонт остовов и статоров, щеткодержателей и их кронштейнов, якорей и роторов. Сборка и испытание электрических машин. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию, ремонту, сборке и испытании электрических машин.

 

8.

Техническое обслуживание  и ремонт силового оборудования. Объем ревизий и технология ремонта тягового трансформатора,  сглаживающих и переходных реакторов, индуктивных шунтов и трансформаторов, регулируемых подмагничиванием шунтов. Объем испытаний после ремонта. Техническое обслуживание и ремонт выпрямительных установок. Диагностика блоков выпрямителей.

Проверка технического состояния аккумуляторных батарей. Неисправности аккумуляторных батарей, технология приготовления и заливки электролита. Технология заряда батарей. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту трансформаторов, выпрямительных установок, аккумуляторных батарей.

 

Лабораторные занятия

20

 

 

1.

Испытание генератора постоянного тока различных видов возбуждения. Испытание двигателей постоянного тока различных видов возбуждения.

2

 

2.

Испытание асинхронного двигателя. Испытание синхронного генератора.

2

 

3.

Запуск и реверсирование электрического двигателя постоянного тока. Запуск и реверсирование электрического двигателя переменного тока

2

 

4.

Испытание трансформатора по методу холостого хода и короткого замыкания.

2

 

5.

Техническое обслуживание электрической машины постоянного тока. Техническое обслуживание электрической машины переменного тока.

2

 

6.

Техническое обслуживание тягового трансформатора. Определение неисправностей тягового трансформатора  и методов их устранения.

2

 

7..

Проверка технического состояния тягового двигателя постоянного тока, выявление неисправностей, определение условий дальнейшей эксплуатации.

2

 

8.

Диагностика состояния щеточно-коллекторного узла.

2

 

 

9.

Выявление неисправностей асинхронной (синхронной) электрической машины и причин их возникновения.

2

 

10.

Диагностика технического состояния электромашинного преобразователя, выявление неисправностей, определение условий дальнейшей эксплуатации. 

 

2

 

 

Тема 1.4. Автоматические тормоза подвижного состава

 

Содержание

86

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

ОК1-9

ВД 1-4

ПК-1.1; 1.2;1.3

ЛР13;14;19;22;

23;26;28

1.

Основы торможения. Возникновение тормозной силы. Коэффициент трения колодок о колесо, его зависимость от различных факторов. Сила сцепления колеса с рельсом и факторы, влияющие на ее величину. Меры по увеличению коэффициентов трения и сцепления. Тормозные колодки. Максимально допускаемое нажатие тормозных колодок. Заклинивание колесных пар, причины возникновения и меры предотвращения. Величины и темп понижения давления в тормозной магистрали. Понятие о тормозном пути и способах его определения.

 

2.

Общие сведения об автоматических тормозах. Классификация и принцип действия автоматических тормозов. Нормативные требования, предъявляемые к устройству,  техническому обслуживанию и эксплуатации тормозного оборудования.  Расположение тормозного оборудования на ЭПС.

 

3.

 Приборы питания тормозов сжатым воздухом. Назначение, классификация, устройство, принцип действия и технические характеристики  компрессоров, главных резервуаров и регуляторов давления. Правила безопасности труда при обслуживании приборов.

 

4.

Приборы торможения. Назначение приборов торможения.

Принцип действия кранов машиниста. Оценка общего состояния и проверка действия кранов машиниста. Назначение, устройство и применение  крана машиниста с дистанционным управлением.

Назначение дополнительных приборов управления. Принцип действия устройства контроля плотности тормозной магистрали (УКПТМ).

Назначение, устройство и принцип действия электропневматического клапана автостопа (ЭПК-150). Назначение, устройство и принцип действия воздухораспределителей и авторежимов. Конструкция и назначение тормозных цилиндров и запасных резервуаров.

Правила безопасности труда при обслуживании приборов.

 

5.

Воздухопровод и рычажные передачи. Классификация воздухопроводов по их назначению. Нормативные требования, предъявляемые к воздухопроводам ЭПС. Тормозная магистраль, ее устройство и содержание в эксплуатации. Краны и клапаны воздухопроводов. Назначение, устройство и действие разобщительных, трехходовых и стоп-кранов; выпускных, предохранительных, переключательных и обратных клапанов, соединительных рукавов, масловлагоотделителей и фильтров.

Назначение, устройство, принцип действия тормозной рычажной передачи, ее КПД и передаточное число. Схемы и регулировка тормозной рычажной передачи. Автоматические регуляторы  выхода штока тормозных цилиндров.

Правила безопасности труда при обслуживании воздухопроводов и тормозной рычажной передачи.

 

6.

Электропневматические тормоза. Классификация и принцип действия электропневматических тормозов. Назначение и устройство блоков питания и управления, контрольных приборов, межвагонного соединения и соединительных проводов. Схемы электропневматического тормоза ЭПС.

 

7.

Ремонт и испытания тормозного оборудования. Показатели работы тормозных приборов. Виды и сроки ремонта и испытания тормозных приборов. Организация ремонта и испытания тормозного оборудования в депо. Виды неисправностей тормозных приборов и методы их определения. Основные приемы ремонта деталей и узлов тормозных приборов и тормозного оборудования в целом. Правила безопасности труда при ремонте тормозного оборудования.

 

 

Лабораторные занятия

50

 

 

1.

Исследование схемы расположения тормозного оборудования на подвижном составе, конструкции и принципа работы компрессора.

2

 

2.

Разборка, исследование устройства и сборка узлов компрессора

2

 

3.

 Разборка, исследование устройства и сборка регулятора давления АК-11Б (TS-11)

2

 

4.

Разборка, исследование устройства и сборка регулятора давления ЗРД

2

 

5.

 Разборка, исследование устройства и сборка поездного крана машиниста усл.394 или усл.№395

4

 

6.

Исследование конструкции и принципа работы крана вспомогательного тормоза усл.№254.

2

 

7.

Разборка, исследование устройства, сборка и проверка работы электропневматического клапана автостопа усл.№150

2

 

8.

Исследование конструкции и принципа работы воздухораспределителя пассажирского типа. усл. №292-001 или усл.№292М

2

 

9.

Разборка, исследование устройства и сборка электровоздухораспределителя усл. №305

2

 

10.

Исследование конструкции и принципа работы воздухораспределителя грузового типа усл.№483-000 или усл.№483М

2

 

11.

Разборка, исследование устройства и сборка автоматического регулятора режимов торможения (авторежима) усл.№265А-1.

4

 

12.

Исследование конструкции и регулировка тормозных рычажных передач, определение передаточного числа.

2

 

 

ОК1-9

ВД 1-4

ПК-1.1; 1.2;1.3

ЛР13;14;19;22;

23;26;28

13.

Исследование устройства авторегулятора усл.№574Б  или РТПР-675

2

 

14.

Исследование конструкции питательного клапана.

2

 

15.

Испытание и регулировка крана машиниста. усл.№394 или №395

4

 

16.

Испытание и регулировка крана вспомогательного тормоза. усл.№254

2

 

17.

Испытание воздухораспределителя пассажирского типа усл.№292-001 или №292М

2

 

 

18

Испытание воздухораспределителя грузового типа усл.№483-000 или №483М

2

 

19.

Исследование приборов электропневматического тормоза локомотива

2

 

20.

 Испытание регуляторов давления компрессора и их регулировка

2

 

21.

Испытание электровоздухораспределителя усл.№305

2

 

22.

Испытание и регулировка авторежима усл.№265-А1

2

 

Тема 1.5. Электрическое оборудование ЭПС

Содержание

72

 

 

1.

Общие сведения об электрическом оборудовании. Назначение, классификация, кинематика подвижных соединений, электрическая дуга и способы ее гашения. Конструкция элементов дугогасительных устройств.

 

 

 

 

 

 

38

 

2.

Коммутационные аппараты силовых цепей. Назначение, устройство, характеристики и  принцип действия индивидуальных электропневматических и электромагнитных контакторов, групповых двухпозиционных и многопозиционных переключателей, электропневматических вентилей включающего и выключающего типов. Типы приводов групповых аппаратов.

 

3.

Токоприемники. Назначение, классификация, конструкция,  принципы работы токоприемников. Условия, влияющие на качество токосъема. Особенности конструкции токоприемника для высокоскоростного подвижного состава. Меры, обеспечивающие защиту локомотивной бригады от попадания под высокое напряжение.

 

4.

Аппараты защиты электрооборудования. Назначение, конструкция, принцип работы аппаратов: быстродействующей и дифференциальной защиты, защиты от буксования и перегрузки, повышенного и пониженного напряжения, защиты электронного оборудования.

 

5.

Параметрические аппараты. Назначение, конструкция, принципы действия и функции параметрических аппаратов. Обозначение на схемах сглаживающих и переходных реакторов, индуктивных шунтов, фильтров радиопомех. Определение сопротивления резистора по его маркировке.

 

6.

Аппараты управления  Конструкция и принцип действия контроллеров машиниста. Кнопочные выключатели управления и галетные переключатели. Промежуточные контроллеры электровозов.

 

7.

Аппараты автоматизации процессов управления.  Назначение и принцип действия реле ускорения электропоездов, вибрационного и электронного регулятора напряжения. Назначение электронных блоков автоматики и их влияние на работу электрооборудования.

 

8.

Аппараты личной безопасности и  безопасности управления поездом. Устройство и принцип работы защитного вентиля. Типы и функциональное назначение приборов безопасности движения, их взаимодействие с цепями управления ЭПС.

 

9.

Измерительные приборы, аппараты сигнализации, вспомогательное электрическое оборудование  Устройство и схемы включения измерительных приборов на ЭПС. Назначение основных сигнальных ламп и действия локомотивной бригады при их загорании. Устройство, принцип работы блинкерного реле.

Назначение и виды материалов и изоляторов. Провода и кабели. Расчет сечения провода по токовой нагрузке. Виды наконечников. Клеммные рейки и разъемные соединения. Изоляторы.

Назначение и принцип работы низковольтного электронного оборудования ЭПС.

 

10.

Техническое обслуживание и ремонт электрических аппаратов. Требования, предъявляемые к электрическим аппаратам и их содержанию. Возможные износы,  неисправности и повреждения, причины их возникновения, методы их выявления и меры предупреждения, определение условий дальнейшей эксплуатации. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и  ремонту электрических аппаратов. Средства защиты обслуживающего персонала от попадания под напряжение.

 

Лабораторные занятия

 34

 

 

1.

Исследование конструкции электромагнитного контактора

2

 

2.

Исследование конструкции и работы электропневматического контактора

2

 

3.

Исследование конструкции и работы группового переключателя

2

 

4.

Исследование конструкции и работы токоприемника

4

 

5.

Исследование конструкции и работы быстродействующего выключателя

2

 

6

Исследование конструкции и работы защитных реле

2

 

7.

Исследование конструкции и работы аппарата автоматизации процессов управления

4

 

8.

Исследование конструкции и работы промежуточного реле

2

 

9.

Исследование конструкции и работы низковольтного электронного блока

2

 

10.

Техническое обслуживание высоковольтного оборудования

2

 

11.

Техническое обслуживание низковольтного оборудования

2

 

12.

Выявление основных неисправностей и повреждений  электрического оборудования. Принцип действия и область применения токовой защиты

4

 

13.

Выявление основных неисправностей и повреждений  электрического оборудования. Принцип действия и область применения дифференциальной защиты

4

 

Тема 1.6. Электрические цепи ЭПС

Содержание

86

 

ОК1-9

ВД 1-4

ПК-1.1; 1.2;1.3

ЛР13;14;19;22;

23;26;28

1.

Общие сведения об электрических цепях. Способы регулирования частоты вращения тягового двигателя в тяговом и тормозных режимах. Принцип прямого и  косвенного управления. Неуправляемые и управляемые выпрямители. Высоковольтные цепи и цепи управления. Однопроводные и двухпроводные схемы. Правила сбора схемы на минимальное напряжение и в тормозной режим.

 

 

 

 

38

 

2.

Электрические цепи  электровозов постоянного тока. Работа силовой схемы грузового электровоза: цепь 1-й позиции, перегруппировки, работа в тормозном режиме, при отключении группы тяговых двигателей. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа цепей управления при наборе и сбросе позиций (прямые и обратные переходы), работа в тормозном режиме, работа аппаратов защиты. Работа силовой схемы пассажирского электровоза:  цепь 1-й позиции, перегруппировки, работа в тормозном режиме, включая работу статического возбудителя. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа цепей управления при наборе и сбросе позиций (прямые и обратные переходы), работа в тормозном режиме, работа аппаратов защиты

 

3.

Электрические цепи электровозов переменного тока. Работа силовой схемы электровоза с контактным регулированием: принцип регулирования по полупериодам, переход с позиции на позицию, работа  схемы в тормозном режиме. Характеристика системы вспомогательных машин. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа цепей управления при наборе и сбросе позиций (прямые и обратные переходы), работа в тормозном режиме, работа аппаратов защиты.  Принцип работы выпрямительно-импульсных преобразователей (ВИП) в режимах тяги и рекуперации. схемные решения, достоинства и недостатки ВИП. Работа силовой схемы пассажирского электровоза: принцип регулирования напряжения  при переключении первичной обмотки трансформатора. Принцип работы управляемого выпрямителя и однофазного зависимого генератора. Работа силовой схемы электровоза с зонно-фазовым регулированием в режимах тяги и рекуперативного торможения

 

4.

Электрические цепи  электропоездов постоянного тока. Работа силовой схемы. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа цепей управления при автоматическом и ручном наборе позиций, работа аппаратов защиты. Назначение блокировок в цепях управления. Причины простейших неисправностей в электрических цепях.

 

5.

Электрические цепи  электропоездов переменного  тока. Работа силовой схемы электропоезда с вентильным переходом. Контуры токов в силовой схеме электропоезда. Напряжение холостого хода выпрямительной установки

 

6.

ЭПС двойного питания. Принцип работы силовых цепей электровоза двойного питания на примере локомотивов ВЛ82м, ЭП10 и др., сравнение электрической части с ЭПС постоянного и переменного тока. Принцип построения схем многосистемных электровозов и электропоездов за рубежом

 

7.

  ЭПС с бесколлекторными тяговыми двигателями. Преимущества и недостатки бесколлекторных тяговых двигателей. Способы регулирования частоты вращения асинхронных и вентильных тяговых двигателей. Принцип работы автономного инвертора тока и автономного инвертора напряжения. Принцип работы, схемные решения частотно-импульсных и широтно-импульсных регуляторов, их достоинства и  недостатки.

 

8.

Техническое обслуживание и ремонт электрических цепей. Виды повреждения электрических цепей. Основные неисправности в эксплуатации и методы их выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации. Способы восстановления электрических цепей. Порядок проверки состояния электрических цепей с применением диагностического оборудования.  Аварийные схемы в электрических цепях. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и  ремонту электрических цепей

 

Лабораторные занятия

 40

 

 

1.

 Выявление основных неисправностей работы цепей управления электропоездом в эксплуатации и методы выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации

4

 

2.

Поиск основных неисправностей работы силовых цепей  электропоезда в эксплуатации, методы выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации

4

 

3.

Определение основных неисправностей работы цепей управления электровозом в эксплуатации, методы  выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации

4

 

4.

Поиск неисправностей в низковольтной цепи

2

 

 

6.

Сбор аварийной схемы включения главного выключателя при неисправности в цепях управления

2

 

 

7.

Определение неисправностей по сигнально-расшифровывающему табло (электровозы переменного тока)

2

 

 

8.

Исследование работы неуправляемых выпрямителей

2

 

9.

Исследование работы управляемых выпрямителей

2

 

10.

Исследование работы частотно-импульсного регулятора

2

 

11.

Исследование работы широтно-импульсного регулятора

2

 

12.

Исследование работы инвертора

2

 

13.

Техническое обслуживание силового электронного преобразователя

2

 

14.

 Исследование процесса технического обслуживания аккумуляторной батареи

2

 

15.

Исследование конструкции элементов вентиляционной системы

2

 

16.

Применение средств пожаротушения

2

 

17.

Исследование конструкции элементов системы пескоподачи

2

 

18.

Исследование конструкции элементов вентиляционной системы

2

 

Практические занятия

8

 

1.

Сравнение схем выпрямления и ориентировочный расчет управляемого выпрямителя по заданным параметрам

 

 

2.

Техническое диагностирование электронных преобразователей (монтаж схем частотно-импульсного регулятора), поиск неисправностей, определение причины их возникновения и методов устранения

 

3.

Техническое диагностирование электронных преобразователей (монтаж схем широтно-импульсного регулятора.), поиск неисправностей, причины их возникновения и методы устранения

 

4.

Техническое диагностирование электронных преобразователей (монтаж схем инвертора.), поиск неисправностей, определение причины их возникновения и методов устранения

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчетов по лабораторным и практическим занятиям, подготовка к их защите

Примерная тематика индивидуальных заданий (расчетно-графических работ, презентаций) по заданию преподавателя

 Определение минимального объема технического обслуживания детали или узла ЭПС

Определение норм, требующих соблюдение охраны труда при выполнении различных видов ТО и ремонта узлов и деталей ЭПС

Изучение нетиповых конструктивных узлов, деталей ЭПС

Сравнение узлов ЭПС одинакового назначения

200

 

 

Учебная практика

Виды работ:

Слесарные работы (измерение, плоскостная разметка, резание, опиливание, сверление, нарезание резьбы, рубка, гибка, клепка, притирка, шлифовка, изготовление деталей по 12-14 квалитетам, разборка и сборка простых узлов).

Обработка металлов на токарном станке.

Обработка металлов на фрезерном и строгальном станках.

Электросварочные работы (наплавка валиков и сварка пластин при различных положениях шва).

Электромонтажные работы (разделка, сращивание, монтаж проводов; монтаж и разделка кабелей; заземление; паяние и лужение, монтаж электроизмерительных приборов, монтаж простых схем).

144

 

 

Производственная практика  (по профилю специальности)

18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания;

18540 Слесарь по ремонту подвижного состава.

Виды работ:

Измерение универсальными и специальными инструментами и приспособлениями средней сложности.

Ремонт и изготовление деталей по 10-11-м квалитетам.

Разборка и сборка узлов подвижного состава с тугой и скользящей посадкой.

Регулировка и испытание отдельных узлов.

Выбор и применение смазывающих и промывающих жидкостей.

Демонтаж и монтаж отдельных аппаратов, узлов и приборов систем подвижного состава.

Соблюдение  правил и норм охраны труда и требований безопасности.

324